Исследование: география российского малого бизнеса

Исследование покажет в каком городе начинать бизнес, а в какие выходить с существующим продуктом. Экономически активные, «экспортирующие» и «импортирующие» бизнес области и регионы с наибольшей централизацией. И проникновение IP-телефонии по типу бизнеса и региону.

Методика

Данные из Метрики или Google Analytics определяют местоположение нашего клиента — штаб-квартиру. Но компания может вести бизнес в других или нескольких областях. Это и в каких городах экономическая активность выше покажет статистика номеров. Сопоставив Метрику и данные по номерам, мы увидим как распределяется активность по регионам, какие области «экспортируют» бизнес, а какие «импортируют».

Из Метрики считаются визиты, из АТС — количество номеров. Данные учитываются по городам в процентах от общего количества. Из визитов вычитаем номера и получаем разницу. Она определит «экспорт/импорт» для региона и объём.

Эти данные выявляют:

  1. экономически активные регионы с высокой конкуренцией;
  2. потенциальные рынки;
  3. проникновение IP-телефонии.

Однако данные не затрагивают спрос, развитие конкретной ниши или динамику. Исследование строится на компаниях малого бизнеса с высоким проникновением виртуальной АТС. Мы проанализировали 2079 российских номеров.

По федеральным округам

Начинаем с крупных регионов России — федеральных округов. С присоединением Крыма их стало девять, но последний мы не учитывали — мало данных. Отдельно посчитали федеральные номера 8800, так как они не привязываются к области. По популярности среди клиентов onlinePBX они на третьем месте и обгоняют Северо-Западный федеральный округ, уступая Центральному и Уральскому — на первом и втором местах, соответственно.

Статистика номеров повторяет исследование Росстата — в лидерах по развитию Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа. На них приходится 75–80 % экономической активности страны. Заметно отстают Южный и Сибирский округа, замыкают Дальневосточный и Северо-Кавказский.

Статистика визитов отличается. В столбце Дельта видим в какую сторону и на сколько. Центральный ФО имеет «дефицит бизнеса» — номеров больше, чем работающих в нашем сервисе компаний. Одновременно в Уральском и Северо-Западном федеральных округах «избыток бизнеса» — компаний больше, чем подключили номеров. Компании из этих округов ведут бизнес в Центральном ФО, но головной офис работает в родном городе.

Если выходите на другие рынки с типовым товаром или услугой, то конкурировать придётся в Центральном, Уральском и Северо-Западных округах. Это наибольшие по ёмкости рынки, но и самые заполненные. При небольшом маркетинговом бюджете обратите внимание на Приволжский федеральный округ — в нашей статистике он остался недооценённым.

Рассмотрим активность по областям/городам:

 

Федеральный округ       Доля номеров,%        Доля визитов,%         Дельта, %

1. Центральный                        42,33                               31,40                       -10,93

2. Уральский                             12,03                               21,30                          9,27

3. Северо-Западный                 10,97                              19,30                          8,33

4. Приволжский                        10,53                               9,50                         -1,03

5. Южный                                   5,87                                9,90                           4,03

6. Сибирский                              5,44                                5,50                           0,06

7. Дальневосточный                  0,72                                0,50                          -0,22

8. Северо-Кавказский                0,63                                0,80                           0,17

9. Федеральный 8800                11,50                                —                               —

По регионам

В таблице ниже мы свели долю номеров и визиты для областей. Компании из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани больше других работают за пределами своих регионов — «экспортируют» бизнес в другие города. Вряд ли стоит выходить в эти регионы — рынки насыщены, высокая конкуренция, работают компании с федеральным опытом и столичными заказчиками.

Для расширения бизнеса подойдут: Москва, Самара и Краснодар, в них от 7 до 15 процентов занимают компании из других регионов. У Москвы высокая конкуренция, но большая ёмкость рынка, в Самаре, Челябинске и Нижнем Новгороде низкая конкуренция со стороны местных компаний. Аналогично в Краснодарском крае — в Краснодаре и Сочи.

 

Регион                           Доля номеров, %        Доля визитов,%         Дельта, %

Москва                                   93,86                               82,48                       -11,38

Санкт-Петербург                   78,51                               83,93                          5,42

Уральский ФО

Свердловская область           71,60                              82,16                          10,56

Челябинская область            13,60                                8,50                           -5,10

Приволжский ФО

Татарстан                                22,37                               28,42                           6,05

Самарская область                18,72                               11,57                          -7,15

Нижегородская область        15,53                               10,52                          -5,01

Южный ФО

Краснодарский край               62,30                              47,47                        -14,83

 

Для Центрального и Северо-Западного федеральных округов характерна максимальная централизация. На крупнейшие города приходится больше всего номеров и визитов. Если у ваших товаров сложная логистика — лучше выходить в централизованные округа несмотря на высокую конкуренцию. Воспользуйтесь советом и в том случае, если товар/услугу сложно или дорого продвигать. В меньшей степени централизация проявляется в Южном и Поволжском округах.

IP-телефония по сферам

Этот раздел показывает проникновение IP-телефонии по сферам деятельности: 70 % компаний продают товары, оказывают услуги, делают сайты и интернет-маркетинг. Оставшиеся 30 % распределяются между сферами: сервис, разработка ПО, образование, интеграторы, строительство, производство, логистика, консалтинг, оптовые продажи и информационные порталы.

Продают всё: от автозапчастей до металлопроката, от цветочных горшков до стоматологического оборудования и медтехники, от женских сумок до водоочистительных сооружений. Услуги: риелторы, страховые компании, правовое и бухгалтерское обеспечение, аутсорсинг ИТ и продаж, аренда техники, взыскание долгов, проведение праздников и ещё 40 видов. Также используют IP-телефонию компании, работающие в интернете — это веб-студии и интернет-маркетинговые агентства. 79 % всех клиентов используют хотя бы одну CRM-систему.

Если не увидели здесь своего бизнеса, это не значит, что в вашей сфере IP-телефония не применяется. При выходе в другие города интернет-телефонию использует любой бизнес — она организует работу с номерами и сценарием звонков.

 

Сфера бизнеса          Доля, %

Торговля                       30,39

Услуги                           25,00

Сайты                             8,33

Интернет-маркетинг    6,86

Прочее                          29,42

Факты сервиса

  1. Каждая десятая компания использует номер 8800.
  2. 19 компаний используют больше одного 8800. Максимальное количество на компанию — 10.
  3. В Центральном федеральном округе на одну фирму приходится 1,4 номера, а в Поволжском — 1,9. Между ними: Северо-Западный с 1,6 номера на компанию, Уральский с показателем 1,7 и Южный федеральный округ, где на одну компанию 1,8 номера.
  4. onlinePBX используют в Казахстане, Украине и Германии.
    Помимо перечисленных к нам подключили номера из 10 стран.

Выводы

Мы анализировали наших клиентов — компании с 5-7 менеджерами в сферах, где используется IP-телефония. Исследуемые данные не дают точной картины — в первую очередь они отображают популярность сервиса в том или ином городе. Однако исследование совпадает с данными Росстата. Многое зависит и от специфики бизнеса — не существует единых правил для всех компаний. Исследование поможет принять решение, но это не единственный источник, используйте другие открытые данные.

 

 

Об авторе

Никита Лялин
Директор по маркетингу onlinePBX