Школа диджеинга: как увеличить прибыль вдвое, заменив франшизу на продюсирование

Основатели школы электронной музыки и диджеинга в Екатеринбурге Сергей Семин и Михаил Криницын проделали путь от франшизы до своего бизнеса и рассказали, в чем плюсы и минусы того и другого.

Мы занимаемся организацией музыкальных мероприятий с 2009 года — рейвы, вечеринки, фестивали, привозим местных и зарубежных артистов. Практически на всех площадках, где играет электронная музыка, мы проводили свои мероприятия. Изначально школу мы открыли по франшизе и многие вопросы ведения бизнеса закрывались ее владельцами. В отличие от франчайзинга, например, в сфере фаст-фуда, в образовании все зависит не от отлаженной логистики и яркого бренда, а от профессионализма преподавателей. Поэтому мы большой акцент делали на сотрудниках — собирали лучших, на наш взгляд, в Екатеринбурге. Узнавали нишевой маркетинг — как проводить дни открытых дверей, какие тонкости настройки рекламы через Яндекс Директ.

Для выполнения требований франшизы, нужно было хорошо оборудовать помещение, сделать отдельные входы для круглосуточного доступа, звукоизолированные студии и купить топовое музыкальное оборудование. Это позволило обучать в месяц более 30 учеников, часть из которых занимается только в ночное время или рано утром. Партнеры по франшизе поставили планку — ниже нее нельзя было делать. У всех наших конкурентов обучение проходит либо в офисном помещении, либо в ночном клубе. Вы когда-нибудь были в ночном клуб днем? Такое помещение только ночью и с тусовкой выглядит атмосферным, а днем там очень специфический запах и в целом обстановка не для обучения.

Потом у нас возникли сложности в определении стратегии продаж — как оказалось, мы лучше знали рынок в Екатеринбурге и как здесь продвигать музыкальный бизнес. Но действовать разрешалось в строгих рамках. Использовать только согласованные рекламные кампании, не менять дизайн, нельзя было тестировать новые каналы привлечения, предварительно не оповестив об этом владельцев франшизы. Это очень влияло на скорость развития школы. Через год приняли решение сменить стратегию и двигаться дальше самим, под своим брендом. Важно было не поругаться с владельцами франшизы: во-первых, это артисты, которых мы сами привозили на мероприятия, во-вторых, нужно было уйти достойно, чтобы спокойно продолжить бизнес.

Путь от франшизы до своего бизнеса подходит тем, кто хочет получить опыт в конкретной сфере с минимальными рисками.

После выхода из франшизы у нас была полная свобода действий. За два года мы поглотили часть конкурентов, увеличили в два раза и оборот, и прибыль. Первый канал, откуда пришли клиенты — Яндекс.Директ, он по-прежнему остается основным. Хорошо работает реклама в Инстаграм и поисковая оптимизация сайта. Школа стала работать в связке с нашим промо-бизнесом — мы организуем мероприятия, где могут выступать наши ученики. Причем на площадках высокого уровня — не просто кафе, рестораны, а более масштабные — open air, фестивали, где студенты играют с известными диджеями и с приглашенными артистами. Отсюда приходят и новые ученики: на мероприятии, где играет наш студент, кому-то понравилась музыка, он спрашивает, что за диджей, заходит к нему на страницу в соцсетях, а там указано, что он наш ученик, и таким образом приходят к нам.

Без франшизы бизнес открыт для экспериментов. Мы придумываем гипотезы утром, тут же тестируем и к вечеру уже получаем результат — так мы научились получать лиды через квиз-опросы в Инстаграм. Школа в Екатеринбурге отлично подходит для экспериментов и отладки процессов, чтобы уже с работающей схемой выйти на рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Когда заходишь на рынок не из центральных регионов — это хорошо влияет на масштабируемость. У потенциальных партнеров уже не возникает сомнений: «Ну, этот бизнес только в Москве хорошо идет, в других регионах такое не выстрелит». Планируем оставить в Екатеринбурге главный офис с отделом продаж, а в московском филиале первым делом будем продвигать аренду студий и дистанционное обучение по Skype. Возможно, сделаем свою франшизу.

Изначально у нас не было опыта работы по франшизе. Мы доверились человеку — франчайзеру, знали его лично, как опытного специалиста в данной сфере. Перед тем, как ввязываться в такой бизнес, нужно узнать у действующих франчайзи — как они работают, все ли их устраивает, какие продажи, выручка, оборот. В нашей сфере свой бизнес открывают в основном люди очень творческие, которые боятся продавать, а франшиза дает возможность набраться нужного опыта, определить стандарты и научиться продажам, не рискуя при этом большими деньгами.


Ещё не пользуетесь IP-телефонией?
Зарегистрируйтесь и получите бесплатную неделю тестового периода!