Как вывести гаражное производство на мировой уровень

Кустарная продукция, изготовленная Андреем Казанцевым, пользуется спросом в США, Канаде, странах ЕС, Австралии, Новой Зеландии и Кувейте. Первые продажи были случайными, теперь он строит систему. Стратегия г-на Казанцева — в том, чтобы стать человеком-брендом.

У любознательного человека много преимуществ, в том числе, конкурентных

Студентом я подрабатывал в спортивном магазине — продавал велосипеды, потом стал менеджером по запчастям, но служба в офисе казалась мне скучной, а найти хорошо оплачиваемую работу по специальности (автоматизация технологических процессов) было не так просто. Решив, что ручной труд привлекает меня больше, я устроился учеником механика в мотосервис, где обслуживали мотоциклы, квадроциклы и снегоходы. В компании был аппарат аргонодуговой сварки, позволявший сваривать разные металлы и сплавы — по тем временам, большая редкость. Меня он очень интересовал.

Чтобы освоить новую технологию, я скачивал из интернета видеоролики, а на оборудовании практиковался по вечерам, когда сварщик, видевший во мне конкурента, уходил домой. Приобретенных навыков хватило, чтобы изготавливать защиту днищ для мотоциклов и квадроциклов.

Годом позже я приобрел гараж площадью 20 кв. метров, китайский сварочный аппарат и открыл частную практику. Благодаря сарафанному радио клиентская база постепенно росла, и однажды я понял, что этот бизнес может меня прокормить. Поначалу я опасался бросать работу с гарантированным заработком, но проблем не возникло. Заказчиков даже стало больше. У меня появился помощник, всю прибыль мы вкладывали в оборудование, и когда гараж стал тесен, перебрались в новое помещение. Затем работников стало семеро, и мы присмотрели ангар площадью 350 кв. метров. Там меня нашли и переманили к себе представители завода, который тоже создавал защиту для квадроциклов — не кустарным способом, а с помощью 3D-моделирования. Чтобы посмотреть, как они работают, я оставил мастерскую и снова подался в наемные работники — стал консультантом группы конструкторов, отвечавших за новые решения. Но не прошло и трех месяцев, как эта бумажная работа — чертежи/графики/таблицы/отчеты — мне надоела. Захотелось все бросить и вернуться в ангар. «Может, тебе заняться чем-то еще?», — спросили меня, и я признался, что хочу освоить компьютерное моделирование.

Поначалу я опасался бросать работу с гарантированным заработком, но проблем не возникло. Заказчиков даже стало больше.

Компания выделила мне мощный компьютер с ПО, инструктора, и за четыре месяца я научился разрабатывать модели. Пробой пера стал проект силового бампера для одного моего старого знакомого. Увидев результат, руководители завода решили, что игра стоит свеч — так на предприятии появился отдел по производству бамперов, который я и возглавил.

Коммерчески успешной может стать любая идея, даже абсурдная

Года через два я случайно наткнулся в интернете на картинку полигональной скульптуры из бумаги и подумал — то же самое можно сделать из железа. Все необходимое у меня было — я мог создать на компьютере 3D-модель, отправить ее развертку на лазерную резку (пользуясь заводским оборудованием), загнуть металл на листогибочном станке, а сваркой заниматься у себя в гараже.

Жена предложила сделать фигуру кошки. Пробная скульптура вышла неказистой, но ее фотография, выложенная в Instagram, собрала множество восторженных отзывов. В порядке эксперимента я объявил аукцион со стартовой ценой 500 руб. Когда торги завершились, и один из подписчиков заплатил шесть тысяч, я понял — появилась тема, которую можно развить. Позже я собрал фигуру добермана в натуральную величину по 3D-модели местного дизайнера. Весь технологический процесс, записанный в ускоренном режиме на видео, я выложил в интернет, и через месяц число подписчиков увеличилось в пять раз.

Мысль подарить добермана публичной персоне возникла сама собой. Я вспомнил, что у Глюк’oZы (Натальи Ионовой) есть мультяшный клип «Невеста» («Я гуляю с доберманом»), нашел в Instagram ее официальный аккаунт с контактами менеджера и долго с ним переписывался, объясняя, что изготовил для певицы железную собаку. Интереса менеджер не проявлял, но я продолжал напоминать о себе, и в ноябре, когда Глюк’oZа приезжала в Екатеринбург с концертами, меня пустили к ней в гримерку. Наталья была рада и даже записала видео с благодарностью. Как это повлияло на продажи, неизвестно, но с тех пор меня начали узнавать на улице. Говорили: «Вон чувак, который подарил Глюк’oZе собаку!»

Формируя спрос, помните — конкуренты идут следом

Число подписчиков в Instagram росло, и заказчиков тоже становилось все больше. Днем я работал на заводе, где мы продолжали делать бамперы для автомобилей, а ночи и выходные просиживал в гараже, создавая новые модели животных и готовые скульптуры. Но долго так продолжаться не могло. Примерно через полгода я понял, что пришло время выбирать — или завод, или бизнес, и с февраля 2019 г. занялся только скульптурами. Теперь это продукт номер один.

Чтобы разделить направления, я снял под производство скульптур отдельный бокс, выгородив там же офисное пространство. Приобрел сварочные аппараты и листогибочный станок с ЧПУ, чтобы не отдавать заказы на сторону — практика показала, что такая кооперация часто заканчивается браком. За исключением лазерной резки, требующей дорогого оборудования, которое окупается только при постоянной загрузке, большую часть операций, включая 3D-моделирование и развертку поверхностей, я делаю сам. Это мое преимущество перед конкурентами, которые пытаются идти следом.

Сейчас мы освоили производство 30 разных моделей — собаки, кошки, обезьяны, птицы, рыбы, головы волков и буйволов — при необходимости можем изготавливать их небольшими партиями. Разработка новых занимает около двух месяцев, а изготовление скульптуры — от трех до десяти дней. Цена зависит от материала и сложности исполнения, самые дорогие обходятся заказчику в 200 тыс. руб. После того как я нанял на работу двух сварщиков и шлифовщика швов, мы начали выпускать по 20 фигур в месяц.

Предприятие в цифрах:

  • Число работников — четыре
  • Производительность — 20 фигур в месяц
  • Количество моделей — 30
  • Стоимость скульптур — от 10 до 200 тыс. руб.
  • Затраты времени на одну скульптуру — от трех до десяти дней
  • Первую скульптуру, которую Андрей Казанцев выставил на аукцион, купили в 12 раз дороже стартовой цены

Чтобы заказчик вас понял, говорите на одном языке. Английского иногда достаточно

Основные заказчики металлических фигур — иностранцы. 70% — из США и Канады, 20% — из Европы (Германия, Франция, Италия, Испания), остальные — из Австралии, Новой Зеландии, Кувейта и ОАЭ. Наверное, там больше ценят изделия ручной работы, а то, что их собирают в гараже под Екатеринбургом, добавляет товарно-денежным отношениям экзотики. В общении клиенты используют Instagram и WhatsApp. Чтобы вести с ними переписку, мне пришлось спешно осваивать английский язык — в школе и вузе я изучал французский. Прежде чем меня начали понимать, я потратил кучу времени на интенсивные курсы, занятия с репетитором и самостоятельную подготовку по тестам. Теперь могу обсуждать технические подробности, без которых заказ не выполнить, особенно если речь идет о нестандартных решениях. В апреле владелец автомастерской из Майами (США) предложил изготовить логотип его фирмы размером два на три метра — объемные буквы и череп в обрамлении узоров из нержавейки. Прежде мы с такими заказами не сталкивались — чтобы все сделать, понадобилось три месяца. Американец остался доволен и обещал прислать фотографии, когда закончит ремонт в офисе.

Системный поиск заказчиков в других странах — следующий шаг. Но прежде я намерен запустить веб-сайт с образцами работ, чтобы интересанты могли уточнять параметры скульптуры и обговаривать цену. Пока этого нет, я продаю свои изделия на интернет-площадке Etsy, где традиционно предлагают разный handmade.

Не бойтесь парадоксальных решений — они могут сработать

Со временем среди зарубежных клиентов появились посредники, приобретающие фигуры небольшими партиями, чтобы продать их дороже. Это один из способов расширить сбыт. В магазине полигональные скульптуры не выставишь — я собираюсь продвигать их как арт-объекты. Для этого придется налаживать связи с дилерами, поставляющими товар галереям и частным коллекционерам. Ориентир для меня — французский скульптор Ричард Орлинский. Среди его работ в стиле поп-арт, которые шесть лет назад выставлялись в Москве, были животные из металла и пластика, выполненные по схожей технологии. Такие же фигуры — волка, орла, гориллу, слона, тигра, крокодила — можно увидеть в Куршавеле. На аукционах скульптуры Орлинского уходят за десятки и сотни тысяч евро. Изготовить их несложно, но речь идет о художественных образах — это совсем другой уровень.

Вы скажете — где Орлинский, а где ремесленник из Екатеринбурга. Но эти полгода не прошли даром — я быстро учусь, особенно когда вижу цель. На первый взгляд, задача стать человеком-брендом трудновыполнима. Но до сих пор у меня все складывалось, и нет причин считать, что теперь удача отвернется. Главное — заниматься тем, что тебе нравится. Остальное — дело техники.


Ещё не пользуетесь IP-телефонией?
Зарегистрируйтесь и получите бесплатную неделю тестового периода!