Когда работаешь по постоплате, есть риск не получить деньги за заказ и потерять из виду заказчика после выполненной работы. Как свести к минимуму такие риски — рассказывает Михаил Чугунов, владелец автопарка спецтехники.
В 2016 году я открыл компанию по самосвальным перевозкам, партнером позвал своего однокурсника. Сделал сайт, попросил друзей вселить нас в свой офис — все начиналось прямо как у Стива Джобса — прокуренное подвальное помещение у туалета с «крепким ароматом», голый энтузиазм и первые входящие звонки. Работали в режиме купил-продал, денег ни у кого не было вообще. В том же году мы слезли с мобильных телефонов и подключили OnlinePBX в связке с AmoCrm. Пошли первые сделки. На четвертой сделке нас здорово подвел заказчик — он оказался таким же перекупщиком как и мы с партнером. Между нами было одно отличие — он был недобросовестным, усатым посредником, который не заплатил сумму около 30 000 рублей, и я отдал все деньги перевозчику. Это был первый шрам.
Дальше ещё хуже — нас кинули на заказе покрупнее. Договорились о вывозе грунта на самосвалах, мы тогда еще не понимали всей сути строительного бизнеса в России: отработали на 800 000 рублей, из них должны были перевозчику около 720 000. И нам не заплатили. Заказчик пропал с объекта. Оказалось, что вся погрузочная техника была не его, а таких же наемников как и мы. Это был реальный траур, я бил в стену кулаком и в душе был дикий бардак: «зачем я все это затеял?», «какой я безответственный дурак», «сколько мне нужно еще работать, чтобы погасить этот долг». В течение месяца я смог отдать 50 000 рублей долга перевозчику. Потом произошло чудо — Гаврила Ильич, тот самый перевозчик, предложил мне сделать переуступку прав долга (договор цессии) с заказчиком на его организацию. Он снял с меня этот долг и забрал проблемы на себя. Не знаю до сих пор почему он так сделал, но я очень благодарен этому человеку.
Этим бизнесом занимался мой дед и я продолжаю его дело — звучит красиво, но в реальности все гораздо проще. В аренде спецтехники быстрый цикл сделки. Вам нужен вывоз грунта, экскаватор или песок — оплатите счет и получите услугу. Именно поэтому я выбрал эту сферу.
Сейчас в собственности ГК «Братья стали» пять самосвалов КАМАЗ, 2018 года выпуска, диспетчерская по поставке аренды спецтехники, состоящая из пяти сотрудников, отдел продаж, отдел работы с клиентами, производственный отдел и территория площадью 500 квадратов для размещения самосвалов и ремонтной зоны. Бизнес — это риск, знаю ребят, которые влезают в долги в размерах 7-15 млн руб. Спустя пару месяцев им оплачивают эту задолженность и у них моментально появляется прибыль в размере 2-4 млн руб. Знаю людей и с долгами 5-20 млн руб, которые до сих пор нервно грызут ногти, потому что не могут дозвониться до заказчика. Наша организация не готова к таким подвигам. Сейчас мы делаем упор на моментальных заказах, вкладываем деньги в интернет-маркетинг, активно развиваем отдел продаж — почти каждый день новый объект и стабильное поступление оплаты работ. Мы ввели регламент по работе с должниками. Если заказчик в течение одного месяца не оплачивает задолженность, то автоматически наш юрист направляет претензию заказчику, а дальше — судебные разбирательства.
После всех набитых шишек, я сформировал чек-лист по работе с непроверенными заказчиками:
- Работать только по предоплате;
- Проверять номера телефонов заказчиков по приложениям, согласно закону;
- Проверять историю телефонных номеров в поисковых системах Яндекс и Google;
- Проводить аналитику компании через сайт, где проверяется, есть ли у нового заказчика активы в виде кредитных договоров лизинга. Тут же можно узнать, какое именно имущество есть у компании;
- Проверять на порталах судебную практику организации. Причем, если судебная практика отсутствует, то это тоже плохо — нет информации, значит компания могла ранее и не работать;
- Наличие суммы уставного капитала более 100 000 руб. Для меня это значит, что директору не безразлична его организация. Скорее всего, он внес деньги для участия в тендере, либо понимает, что его компанию проверяют на порталах;
- Личное знакомство с генеральным директором, либо учредителем — тоже фактор надежности компании. Очень часто от заказчика выступает лицо без доверенности и заключает контракты, а через месяц этот человек может сказать, что он в этой компании не работает.
Ещё не пользуетесь IP-телефонией?
Зарегистрируйтесь и получите бесплатную неделю тестового периода!