Многие знакомы с понятием IP-телефонии и тем, что она тесно связана с интернетом. Давайте рассмотрим в этой статье параметры интернета, которые влияют на качество звонков.
А только ли в скорости дело?
Когда речь заходит о параметрах интернета — сразу вспоминается скорость, берёшь побольше и проблем не знаешь.
В случае с IP-телефонией это работает не так. Скорость влияет на качество звука гораздо меньше, чем стабильность.
Для отличного звука без прерываний и “кваканий” требуется проводное и стабильное соединение без потерь и задержек. Идеальный уровень потерь пакетов — до 0,1% за 30 минут.
Даже если скорость невысокая — качество звука будет на высоте.
Мы настаиваем на том, чтобы клиенты не использовали 2G, 3G, 4G модемы, и даже от роутеров проверенных производителей протягивали кабель к оборудованию. Использовать Wi-Fi соединение не рекомендуем, как и роутеры D-Link — слишком ненадёжно выходит.
Не всегда получится избегать соединения через Wi-Fi — во многих ноутбуках нет разъёма RJ-45, который позволяет подключать устройство напрямую к сети. В таких случаях улучшить качество интернета поможет расположение роутера ближе к рабочему месту — стены сильно ухудшают сигнал.
Если офис не слишком большой, нет несущих стен между кабинетами, то можно обойтись хорошим роутером — из нашего опыта это Asus AC rt-56 или Keenetic — выбирайте из моделей средней ценовой категории за последние два-три года.
В офисе большой площади, с несущими стенами или несколькими этажами, нужно настраивать сеть иначе — использовать несколько роутеров или точки доступа Ubiquiti AC-PRO. Настройка точек доступа потребует больших усилий и выделения отдельного локального сервера. Можно докупить самостоятельное устройство для управления точками доступа, но без системного администратора вам будет сложно организовать локальную сеть с использованием этого оборудования.
Использовать ретрансляторы Wi-Fi сигнала не рекомендуем, потому что не все из них стабильно работают именно с IP-телефонией.
Но если в скорости?
Пусть и меньше, чем стабильность, но скорость интернета тоже влияет. Если в офисе кто-то в обед играет в онлайн-игры, а кто-то “пиратит” фильмы с торрентов — с качеством передачи звука можно попрощаться.
Как рассчитать минимальную нужную для работы колл-центра скорость интернета? Делимся формулой:
2*Х+10 = скорость Mb/s, где X — количество сотрудников в офисе.
Эта формула не учитывает просмотр ютуба, отдел разработки подключённый к тому же роутеру и дополнительные задачи, имейте это ввиду.
Сезам, откройся или зачем пробрасывать порты
Часто можно столкнуться с рекомендацией открыть или “пробросить” какие-то конкретные порты на роутере.
Проброс портов позволяет напрямую обращаться из сети Интернет к вашему оборудованию.
В базе знаний мы уже перечислили все порты, необходимые для работы сервиса, а сейчас поговорим о самых важных.
5060-5080 [TCP/UDP] — SIP сигнальные порты. В самом лучшем варианте у вас не только открыты эти порты на роутере, но и у каждого устройства для звонков в офисной сети прописан свой порт в этом диапазоне. По ним происходит авторизация. Если сигнальные порты закрыты, то программы для звонков или телефоны могут не зарегистрироваться в сети, терять соединение при автоматической перерегистрации или отключаться от сети в процессе работы.
16384-32768 [UDP] — RTP-порты, через которые происходит передача голосового соединения. Через эти порты идут пакеты с вашим голосом — собеседнику и наоборот. Если они закрыты, то клиент не услышит вас, а вы — клиента.
8082 [TCP] — webRTC порт, по которому подключается виджет для звонков в amoCRM. При закрытом порте виджет для звонков отображается, но не может пройти авторизацию и начать работу — звонки не будут проходить.
Кто должен заниматься настройкой роутера?
Рекомендуем довериться в этом вопросе профессионалам. Если в компании есть системный администратор — эта работа для него. В случае, если такого человека нет, или вы работаете удалённо с домашним роутером — вариантов несколько:
- Вызвать мастера на час. Уточните есть ли у него опыт подобной работы;
- Обратиться к интернет-провайдеру. Часто у них есть подробные инструкции, а иногда их техническая поддержка помогает удалённо;
- Настроить самостоятельно. Если роутер простой и популярной модели, то в сети найдётся множество инструкций по открытию портов. В случае со сложным или нераспространённым оборудованием, а также роутерами от интернет-провайдера — обратитесь к специалистам;
- Попробовать работать так. Самый сомнительный вариант из списка — потому что нестабильный, ведь всё может перестать работать в любой момент.
Мы не занимаемся настройкой сетевого оборудования, потому что у нас нет возможности приехать к вам физически, если во время настройки что-то пойдёт не так и потребуется более детальная диагностика.
Интернет же один!
Часто сталкиваемся с непониманием клиентов — на одном и том же оборудовании, при одном и том же интернете IP-телефония прерывается, наблюдаются проблемы с подключением или качеством звука, а в других программах для связи (Skype, Discord) всё слышно отлично.
Это связано с протоколами, по которым работает IP-телефония. Из-за их особенностей программы для звонков очень чувствительны к качеству интернета и оборудования.
В мессенджерах для связи часто используется программное улучшение голоса и его усиление, тогда как в софтфоны (программы для звонков) его не добавляют.
Можно воспользоваться сторонними программами для улучшения голоса, но гораздо проще обзавестись качественным микрофоном.
Итоги: Без стабильного и качественного интернет-соединения работа с IP-телефонией превратится в страдания — потери голосовых пакетов, подключения, загрузки и многое другое.
Обращайте внимание на сеть в офисе и на её настройку при переезде, ведь лучше проверить заранее, чем потом мучаться с плохим качеством связи.
Ещё не пользуетесь IP-телефонией? Зарегистрируйтесь и получите бесплатную неделю тестового периода и консультацию от наших специалистов!
Встретимся в следующих статьях, с вами была Татьяна Якимлюк.
Хочется обсудить статью или предложить идею для следующей? Контактная почта: 665@onlinepbx.ru
В статье использовалась картинка из сервиса freepik.com.