Блог onpbx | onlinePBX

виртуальная облачная атс, ip телефония, интеграция с amocrm, услуги sip телефонии

Исследование: география российского малого бизнеса

Исследование onlinePBX: география российского малого бизнеса

Исследование покажет в каком городе начинать бизнес, а в какие выходить с существующим продуктом. Экономически активные, «экспортирующие» и «импортирующие» бизнес области и регионы с наибольшей централизацией. И проникновение IP-телефонии по типу бизнеса и региону.

Методика

Данные из Метрики или Google Analytics определяют местоположение нашего клиента — штаб-квартиру. Но компания может вести бизнес в других или нескольких областях. Это и в каких городах экономическая активность выше покажет статистика номеров. Сопоставив Метрику и данные по номерам, мы увидим как распределяется активность по регионам, какие области «экспортируют» бизнес, а какие «импортируют».

Из Метрики считаются визиты, из АТС — количество номеров. Данные учитываются по городам в процентах от общего количества. Из визитов вычитаем номера и получаем разницу. Она определит «экспорт/импорт» для региона и объём.

Эти данные выявляют:

  1. экономически активные регионы с высокой конкуренцией;
  2. потенциальные рынки;
  3. проникновение IP-телефонии.

Однако данные не затрагивают спрос, развитие конкретной ниши или динамику. Исследование строится на компаниях малого бизнеса с высоким проникновением виртуальной АТС. Мы проанализировали 2079 российских номеров.

По федеральным округам

Начинаем с крупных регионов России — федеральных округов. С присоединением Крыма их стало девять, но последний мы не учитывали — мало данных. Отдельно посчитали федеральные номера 8800, так как они не привязываются к области. По популярности среди клиентов onlinePBX они на третьем месте и обгоняют Северо-Западный федеральный округ, уступая Центральному и Уральскому — на первом и втором местах, соответственно.

Номера и визиты малого бизнеса по федеральным округам России

Экономическая активность по федеральным округам: сравнение телефонных номеров и визитов

 

Статистика номеров повторяет исследование Росстата — в лидерах по развитию Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа. На них приходится 75–80 % экономической активности страны. Заметно отстают Южный и Сибирский округа, замыкают Дальневосточный и Северо-Кавказский.

Статистика визитов отличается. В столбце Дельта видим в какую сторону и на сколько. Центральный ФО имеет «дефицит бизнеса» — номеров больше, чем работающих в нашем сервисе компаний. Одновременно в Уральском и Северо-Западном федеральных округах «избыток бизнеса» — компаний больше, чем подключили номеров. Компании из этих округов ведут бизнес в Центральном ФО, но головной офис работает в родном городе.

Если выходите на другие рынки с типовым товаром или услугой, то конкурировать придётся в Центральном, Уральском и Северо-Западных округах. Это наибольшие по ёмкости рынки, но и самые заполненные. При небольшом маркетинговом бюджете обратите внимание на Приволжский федеральный округ — в нашей статистике он остался недооценённым. Рассмотрим активность по областям/городам.

Федеральный округ Доля номеров, % Доля визитов, % Дельта, %
1. Центральный 42,33 31,40 — 10,93
2. Уральский 12,03 21,30 9,27
3. Северо-Западный 10,97 19,30 8,33
4. Приволжский 10,53 9,50 — 1,03
5. Южный 5,87 9,90 4,03
6. Сибирский 5,44 5,50 0,06
7. Дальневосточный 0,72 0,50 — 0,22
8. Северо-Кавказский 0,63 0,80 0,17
9. Федеральный 8800 11,50

По регионам

В таблице ниже мы свели долю номеров и визиты для областей. Компании из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани больше других работают за пределами своих регионов — «экспортируют» бизнес в другие города. Вряд ли стоит выходить в эти регионы — рынки насыщены, высокая конкуренция, работают компании с федеральным опытом и столичными заказчиками.

Для расширения бизнеса подойдут: Москва, Самара и Краснодар, в них от 7 до 15 процентов занимают компании из других регионов. У Москвы высокая конкуренция, но большая ёмкость рынка, в Самаре, Челябинске и Нижнем Новгороде низкая конкуренция со стороны местных компаний. Аналогично в Краснодарском крае — в Краснодаре и Сочи.

Регион Доля номеров, % Доля визитов, % Дельта, %
Москва 93,86 82,48 -11,38
Санкт-Петербург 78,51 83,93 5,42
Уральский ФО
Свердловская область 71,60 82,16 10,56
Челябинская область 13,60 8,50 — 5,10
Приволжский ФО
Татарстан 22,37 28,42 6,05
Самарская область 18,72 11,57 — 7,15
Нижегородская область 15,53 10,52 — 5,01
Южный ФО
 Краснодарский край 62,30 47,47 — 14,83

Для Центрального и Северо-Западного федеральных округов характерна максимальная централизация. На крупнейшие города приходится больше всего номеров и визитов. Если у ваших товаров сложная логистика — лучше выходить в централизованные округа несмотря на высокую конкуренцию. Воспользуйтесь советом и в том случае, если товар/услугу сложно или дорого продвигать. В меньшей степени централизация проявляется в Южном и Поволжском округах.

IP-телефония по сферам

Этот раздел показывает проникновение IP-телефонии по сферам деятельности: 70 % компаний продают товары, оказывают услуги, делают сайты и интернет-маркетинг. Оставшиеся 30 % распределяются между сферами: сервис, разработка ПО, образование, интеграторы, строительство, производство, логистика, консалтинг, оптовые продажи и информационные порталы.

Проникновение IP-телефонии по сферам малого бизнеса. Данные onlinePBX

Проникновение IP-телефонии по сферам бизнеса

 

Продают всё: от автозапчастей до металлопроката, от цветочных горшков до стоматологического оборудования и медтехники, от женских сумок до водоочистительных сооружений. Услуги: риелторы, страховые компании, правовое и бухгалтерское обеспечение, аутсорсинг ИТ и продаж, аренда техники, взыскание долгов, проведение праздников и ещё 40 видов. Также используют IP-телефонию компании, работающие в интернете — это веб-студии и интернет-маркетинговые агентства. 79 % всех клиентов используют хотя бы одну CRM-систему.

Если не увидели здесь своего бизнеса, это не значит, что в вашей сфере IP-телефония не применяется. При выходе в другие города интернет-телефонию использует любой бизнес — она организует работу с номерами и сценарием звонков.

Сфера бизнеса Доля, %
Торговля 30,39
Услуги 25,00
Сайты 8,33
Интернет-маркетинг 6,86
Прочее 29,42

Факты сервиса

  • Каждая десятая компания использует номер 8800.
  • 19 компаний используют больше одного 8800. Максимальное количество на компанию — 10.
  • В Центральном федеральном округе на одну фирму приходится 1,4 номера, а в Поволжском — 1,9. Между ними: Северо-Западный с 1,6 номера на компанию, Уральский с показателем 1,7 и Южный федеральный округ, где на одну компанию 1,8 номера.
  • onlinePBX используют в Казахстане, Украине и Германии.
  • Помимо перечисленных к нам подключили номера из 10 стран.

Выводы

Мы анализировали наших клиентов — компании с 5-7 менеджерами в сферах, где используется IP-телефония. Исследуемые данные не дают точной картины — в первую очередь они отображают популярность сервиса в том или ином городе. Однако исследование совпадает с данными Росстата. Многое зависит и от специфики бизнеса — не существует единых правил для всех компаний. Исследование поможет принять решение, но это не единственный источник. Используйте другие открытые данные или закажите платный анализ для ваших товаров.

Никита Лялин, директор по маркетингу onlinePBXОб авторе

Никита Лялин
Директор по маркетингу onlinePBX

Метки: , , ,

Top

Присоединяйтесь!

Статьи из блога в вашем почтовом ящике

Мы рассылаем письма о возможностях IP-телефонии
для растущего бизнеса один раз в две недели.